ЧТО ТАКОЕ ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА?
Звуковой анализ слова – это определение звуков в слове по порядку и их характеристика (гласный – согласный, звонкий – глухой, мягкий - твердый)
Звуковая схема слова – это последовательность квадратиков – символов, выложенных в том порядке, что и звуки в слове.
КАК ВЫПОЛНЯТЬ С РЕБЕНКОМ ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА?
Звуковой анализ выполняется путем последовательного выделения голосом звуков в слове и их характеристики.
Сделаем звуковой анализ слова ДОМ:
1. Выделим голосом первый звук:
ддд-ом – первый звук Д – он согласный, звонкий, твердый - обозначим его синим квадратиком
2. Выделим голосом второй звук :
д – ооо – м - второй звук О – он гласный – обозначим его красным квадратиком.
3. Выделим голосом третий звук:
до –ммм - третий звук М – он согласный, звонкий, твердый – обозначим его синим квадратиком
СХЕМА ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА слова ДОМ
- В слове ДОМ - 3 звука, 2 согласных и 1 гласный.
Согласные звуки - Д , М. Гласный звук - О.
Назовем звуки по порядку: Д О М. Напишем слово ДОМ
Сделаем звуковой анализ слова КИТ:
1. Выделим голосом первый звук:
кькькь – ит – первый звук Кь – согласный, глухой, мягкий, обозначим зеленым квадратиком.
2. Выделим голосом второй звук – кииит, второй звук И, Обозначим его красным квадратиком.
3. Выделим голосом третий звук – киттт, звук Т, он согласный, глухой, твердый, обозначим его синим квадратиком.
СХЕМА ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА слова КИТ
- В слове КИТ - 3 звука: 2 согласных и 1 гласный. Согласные - Кь , Т. Гласный- И.
Назовем звуки по порядку Кь И Т. Напишем слово КИТ
ПОДСКАЗКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.
Буквы, обозначающие звонкие звуки:
М, Б, Г, Д, Н, В, Ж, Л, Р, З, Й.
Буквы, обозначающие глухие звуки:
П, К, Х, Т, Ф, Ш, С, Ч, Щ, Ц.
Звонкий или глухой звук дети определяют положив руку на горло.
Если во время произнесения звука «горло звенит» - звук звонкий. Если «не звенит» - глухой
Буквы, обозначающие всегда твердые звуки: Ш, Ж, Ц.
Буквы, обозначающие всегда мягкие звуки: Щ, Ч, Й.
Остальные буквы могут обозначать два звука твердый и мягкий: Т и Ть, П и Пь, К и Кь, Д и Дь и т. д.
Мягкость и твердость звуков дети определяют на слух: