Среда
20.06.2018
22:01
Приветствую Вас Гость
RSS
 
МДОУ Новоспасский детский сад №6
Главная Регистрация Вход
Консультации для педагогов »
Меню сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Тема: « От жизненных стереотипов к творческой личности»

 

Цель: разъяснить понятие стереотипа и необходимость выработки новых жизненных стереотипов.

Изучить стереотип мышления, преодолеть его – это непременное условие приспособления к постоянно меняющейся среде.  Почему? Неправильное воспитание, выработка стереотипов неадекватного приспособления к среде может стать серьезным препятствием для формирования сотрудничества.

Что же такое стереотип? Комплекс реакций, возникший в живом организме под воздействием раздражителей, одновременных, периодических и систематических, адекватно отвечающих на полученное раздражение из вне.

Меняющиеся условия жизни, прогрессивное развитие науки и техники, общественное развитие нередко требуют от нас изменения отношения к действительности. Но прежде чем выработать новое отношение (новый жизненный стереотип), требуется разрушать старые представления и убеждения, что довольно нелегко. Привыкание к новой жизни является тяжелым процессом как для взрослых, так и для детей. Яркий пример изменения стереотипа у детей – смена домашней обстановки на жизнь в детском саду.

Педагогам предлагается вспомнить и привести примеры из собственного опыта, когда приходится разрушать стереотипы, когда стереотипы мешают в жизни, или наоборот, когда стереотипы помогают в решении каких-либо жизненных ситуациях.

     Стереотипные, шаблонные действия, поступки, манера мышления значительно облегчают работу нашей нервной системы, наше существование. Но сегодняшняя жизнь требует воспитания творческой, инициативной личности, и развивать ее необходимо с раннего детства. Динамичный стереотип характеризуется своевременной и быстрой адаптацией к новым условиям  жизни. Это означает, что изменение значения раздражителя сопровождается адекватным изменением ответной реакции организма. Динамический стереотип представляет собой яркое проявление аналитико-синтетической деятельности коры головного мозга, в основе которого лежит подвижность нервных процессов. Благодаря  этой подвижности организм легко переключается с одних жизненно важных стереотипных реакций, потерявших в данных условиях свое значение, на другие приспособительс-кие. Показатель подвижности нервных процессов  позволяет объективно оценить способность корковых клеток к быстрому и полному переходу из возбужденного состояния в заторможенное и обратно.

     Создание динамических стереотипов и тренировка подвижности нервных процессов - реальная предпосылка к формированию творческой личности. Это происходит именно в возрасте от 3 до 5 лет.

    Как известно, нервная система детей до этого периода более неустойчива. Вот почему именно в этот период возможно ранее выработанные стереотипы сменять на новые. С развитием нервной системы ответная  реакция на внешние раздражители становится более дифференцированной, что способствует более прочному закреплению выработанного стереотипа. Поэтому  необходима частая смена стереотипных раздражителей и соответственно  тренировка все новых и новых адекватных реакций на меняющиеся раздражения. Такая методика будет способствовать динамическому приспособлению ребенка к внешней среде.

     Изучение же практики показывает, что воспитатели создают в основном нединамические жизненный стереотип, чему способствует излишняя опека  любо частые запреты, лишние элементарной самостоятельности.

    А нашей новой жизни необходимо поколение, освобожденное от стереотипов. Мы должны готовить детей к жизни, к принятию самостоятельных решений.

    В первую очередь, необходимо развивать  воображение, ведь именно оно помогает освободиться от инерции мышление. Важно формировать у детей умение представлять себе то, что не существует в действительности, преобразовывать представления память в создание заведомо нового, отражать реальную действительность в новых непривычных сочетаниях и связях.

      Вопрос  воспитателям для обсуждения: «Как влияет на формирование стереотипов детей стиль воспитания и обучения, стиль организации жизнедеятельности?».

   После обсуждения можно предложить несколько цитат, которые воспитатели совместно с руководителем консультации интерпретируют, анализируя положительные и отрицательные моменты собственной практической деятельности.

  «…Прежде чем давать знания, надо научить думать, воспринимать, наблюдать» (В. Сухомлинский).

  «Ребенок- это не сосуд который надо заполнить, а огонь, который надо зажечь» (мудрец).

  «Человек живет не тем, что он съедает, а тем, что переваривает. Положение это одинаково справедливо относится к уму, как и к телу»(Б. Франклин).  «Только тот свободен, кто самостоятельно мыслит и не повторяет чужих слов, смысла которых не понимает» (Б. Авербах).

 

Тема: «Личность педагога в творческой образовательной среде»

 

Цель: стимулировать воспитателей к созданию условий для проявления творческой активности ребенка.

Педагогу принадлежит ключевая роль в организации творческой образовательной среды для развития творческого воображения дошкольников. По мнению В. Рубцова, «хорошие педагоги оценивают себя как привлекательных и любимых другими людей. Других они рассматривают как самостоятельных и дружелюбных людей, признают в других чувство собственного достоинства, стремление к творчеству. Другие люди являются для таких воспитателей источником положительных эмоций.

Педагогическую функцию они видят в помощи ученикам и их поддержке, развитии их способностей».

Решающим фактором в обеспечении эффективного функционирования социального компонента творческой образовательной среды может стать  повышение качества профессиональной подготовки педагогов в сфере практической психологии.

Механизм саморазвития личности в творческой образовательной среде.

Образовательная среда очень тесно взаимодействует с субъектом, предоставляя ему комплекс возможностей: то , чем его обеспечивает и что ему предлагает. При этом важно, что в отличии от «условий», «влияний» и «факторов», принадлежащих самой среде, но не субъекту, который в ней находится, возможность представляет особое единство свойств образовательной среды и самого субъекта. То есть, личность становится реальным субъектом своего собственного развития, субъектом образовательного процесса, а не остается объектом влияния условий и факторов образовательной среды. Создание условий для проявления активности ребенка – первостепенная задача взрослых. Основополагающим моментом является способность педагога устанавливать субъект- субъектные взаимодействия с воспитанниками.

Педагог-психолог проводит тестирование воспитателей по методике « Взаимодействие педагога с ребенком».

Одним из требований образовательной среды (по Петровскому В.А.) в детском саду является построение непересекающихся сфер активности: дети в соответствии со своими интересами и желаниями  могут свободно заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу: физкультурой, музыкой, рисованием, конструированием, рассматриванием иллюстраций, математическими играми и т.д.

В заключении объявляется конкурс на преобразование предметно- пространственного компонента среды.

 

 

 

 

 

 

Вход на сайт


Поиск

Календарь
«  Июнь 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930

Архив записей

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz