Вторник
19.03.2024
12:03
Приветствую Вас Гость
RSS
 
МДОУ Новоспасский детский сад №6
Главная Регистрация Вход
Консультации для педагогов »
Меню сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Консультация для педагога "Как сохранить самооценку?"

Консультация для педагога "Признаки нарушения сенсорной интеграции"

Памятка для воспитателей: Релаксационные игры для детей

Релаксационные игры настраивают ребенка на достижение успеха, учат верить в неограниченность своих возможностей. Обучить ребенка расслаблению – не такая простая задача. Дети хорошо знают, что такое сесть, встать, пробежаться, но что значит расслабиться – им не совсем понятно. Поэтому самый простой способ обучения расслаблению заключается в следующем правиле – после сильного напряжения мышц само собой следует расслабление. Кроме этого принципа в нижеописанных играх используется и способность детей к фантазировании. Когда ребенок представляет себе что – нибудь очень приятное и спокойное, то его тело тоже расслабляется.

«Воздушный шарик»

Представь себя воздушным шариком. Сделай очень глубокий вдох и затаи дыхание. Положи руку на живот и почувствуй, стал ли он круглым и напряженным. Если стал, то можно выдохнуть и ощутить, как приятно, когда живот расслаблен. Повтори так 3 – 5 раз.

«Волшебное путешествие»

Сядь по-удобнее и закрой глаза. Слушай музыку. Мы будем играть в волшебное путешествие. Расслабься, сделай глубокий вдох, выдох и постарайся представить все, о чем я буду говорить. А рассказать можно следующее: «Представь, что мы сидим и смотрим в окно, а там синее-синее небо. По небу неторопливо плывут облака. Очень красиво. Вдруг мы видим, что очень красивое облако приближается к нашему окну. Его форма напоминает пони. Смотри, оно машет нам лапкой, будто приглашает присесть! Мы осторожно открывает окно и усаживаемся на теплое облако.  Устраивайся по-удобнее, ощути, как здесь мягко  и уютно. Можно даже полежать. Устраивайся по- удобнее. Куда же мы полетим? Наверное, надо подумать о месте, где тебе всегда хорошо. Подумай о таком месте. Мы там, где ты спокоен и счастлив, где тебе очень хорошо. Посмотри, что там вокруг? Какие в этом месте запахи? Что ты слышишь? Тут ты можешь делать все, что хочешь. Пора возвращаться, мы на облаке плывем обратно. Я считаю до десяти, мы подплыли к нашему окну, забираемся через окно в комнату.  Благодарим облако за путешествие, помашем ему. А потом дети делятся впечатлениями о путешествии.

«Рот на замок»

Пусть ребенок сильно сожмет зубы. Теперь, не отпуская их, подожмет так, чтобы они совсем не были видны. Так нужно продержаться несколько секунд, а затем расслабить их. Это упражнение поможет ребенку научиться  расслаблять губы и нижнюю челюсть.

Использование нейропсихологических игр в работе с дошкольниками

Включение нейропсихологических упражнений в общеобразовательный процесс у дошкольников приводит к повышению усвоения изучаемого  материала. Нейропсихологические упражнения развивают произвольное и непроизвольное внимание, переключаемость и концентрацию, разные виды мышления, улучшают сенсомоторный контроль.
Выполнять упражнения лучше каждый день, хотя бы по 5-10 минут.
С помощью нейропсихологических упражнений  вы можете развивать:
✅ Речевые навыки ребенка.
✅ Логическое мышление.
✅ Зрительно-моторную координацию.
✅ Межполушарное взаимодействие.
✅ Нейромоторику.

Как справиться с эмоциональным выгоранием?

         ВОЗ определяет эмоциональное выгорание как клинически значимый синдром, возникающий в результате хронического стресса на работе (и не только на работе), с которым не удается совладать. Этот  феномен может стать причиной развития различных заболеваний.
Признаки выгорания
1. Эмоциональное истощение. Это опустошенность, бессилие, состояние апатии. Важно отделять это от усталости, которая проходит после перерыва и отдыха. Опустошение при выгорании не проходит даже после продолжительного сна и отдыха.
2. Дегуманизаниция (деперсонализация) отношений с другими людьми. Появляется цинизм, пренебрежение, нежелание поддерживать контакт с другими людьми.
3. Редукция личных достижений. Может показаться, что все, что вы делаете бессмысленно и бесполезно. Ранее достигнутые результаты восприниматься как незначимые.
Колесо выгорания
Я хочу предложить вам интересную методику, технику "Колесо выгорания", которая  поможет определить свои уникальные факторы развития выгорания. Попробуйте найти свои опасные триггеры, попробуйте найти им адаптивные альтернативы. Те факторы, которые изменить не в вашей власти оставьте для радикального принятия.

Факторы, которые провоцируют выгорание

1.Материальные потребности - что побуждает тебя тратить много ресурсов, когда ты чего –то хочешь?

2.Окружающая среда и общество – на что уходит больше всего сил в среде, где ты живешь, учишься, работаешь?

3.Эмоциональные и психологические потребности – Что ты думаешь о себе, чего ждешь от себя? Может быть ты привык(ла) требовать от себя больше, чем получается?

4.Взгляды, убеждения, установки - попробуй найти ограничивающие  убеждения или жесткие установки, которые могут вызывать выгорание.

5. Поведенческие привычки – Поищи, какие привычки поведения мешают тебе чувствовать себя лучше? Может быть ты привык(ла) подавлять эмоции или запрещаете себе просить о помощи?

6. Отношения с другими людьми – что в отношениях с другими людьми «выматывает» тебя и может привести к выгоранию?

 Изучи каждую группу факторов. Подумай, а можно ли что –то изменить в твоих установках? Если можно, то что? Как изменить? Если нет, то можно ли принять это и адаптироваться? Каким образом?

Упражнение «Это жизнь моя»

цель: осознание восприятия жизни, своих установок

  1. Нарисуйте рюкзак, любой, как вы его представляете.
  2. Представьте, что рюкзак – Ваша  жизнь. Опишите, что лежит в рюкзаке. В этот момент не действуют никакие ограничения. Кто-то наполняет рюкзак актуальным  в настоящее время, чем наполнен день, кто то включает яркие моменты из прошлого или проектируемого будущего  и т.д.
  3. Разместите, что и где лежит в этом рюкзаке. Какие мысли у Вас возникают при этом? Как чувства? Кому – то может показаться недостаточным объем рюкзака и появится сопротивление размерам. Одни заполнят рюкзак под завязку, у других останется еще место. Стоит обратить внимание на размеры размещенного: чему больше внимания, чему меньше.
  4. Представьте, что все это вы каждый день носите с собой. Почувствуйте его вес. Каков ваш рюкзак? Здесь может быть и так: возникает потребность переложить часть «вещей» из рюкзака в камеру хранения или взять целый грузовик!
  5. Посмотрите на рисунок в целом. Напомню, символически он  - Ваша жизнь. Есть ли место новому? Что для Вас наиболее актуально? Что хотели бы добавить, а от чего избавиться?
  6. Сделайте рисунок нового рюкзака  с тем, что хотели бы в нем изменить.

Мы часто носим с собой «груз» всех прошлых травм и переживаний, цепляем из него все новые травмы и часто даже не осознаем этого. Пришла пора провести ревизию в своих мыслях и делах!

Рекомендации по профилактике жестокого обращения с несовершеннолетними  для педагогов

Жестокое обращение с детьми действия (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящее ущерб физическому или психическому здоровью ребенка.  Выделяют несколько видов жестокого обращения: физическое, сексуальное, психическое (эмоционально дурное обращение) насилие, отсутствие заботы (пренебрежение основными потребностями ребенка). Во исполнение Всеобщей декларации прав человека и Декларации прав ребенка необходимо принять все необходимые меры для защиты ребенка от любых форм физического или психологического насилия, отсутствия заботы или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление, со стороны родителей, законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке. Такие меры должны включать поддержку ребенка и лиц, которые о нем заботятся, предупреждение, выявление, информирование, передачу на рассмотрение, расследование, лечение в связи со случаями жестокого обращения с ребенком, а в случае необходимости возбуждение судебной процедуры. Насилие в отношении детей или пренебрежение их основными потребностями оказывают негативное влияние на психическое развитие ребенка, нарушают его социализацию, порождают безнадзорность и правонарушения несовершеннолетних.

Методические рекомендации для педагогов

            Для того чтобы подтвердить или опровергнуть  предположение о проявлении  жестокости и насилии по отношению к ребенку, мы предлагаем элементарную диагностику ребенка, подвергшегося насилию.

Эмоциональное состояние

  • низкая самооценка, пассивность;
  • сниженный эмоциональный фон, апатия, страхи;
  • беспокойство, повышенная тревожность.
  • Депрессивные состояния, печаль.

Поведение

  • оппозиционное; заискивающее, регрессивное;
  • несоответствуюшая возрасту ответственность;
  • саморазрушительное поведение;
  • возникновение различного рода отклонений в поведении;

Интеллект

  • снижение или полная потеря интереса к детскому саду;
  • снижение познавательной мотивации;
  • нарушение речевого развития,
  • заторможенность в ответах, при выполнении заданий;
  • трудности запоминания, концентрации внимания.

Взаимоотношения с окружающими

  • неумение общаться с людьми, дружить;
  • требование ласки и внимания или замкнутость, стремление к уединению;
  • агрессивность и импульсивность по отношению к взрослым, сверстникам;

Физическое состояние

  • маленький рост, недостаточный вес;
  • гигиеническая запущенность, неопрятный вид;
  • психосоматические заболевания, неврозы;
  • постоянный голод и/или жажда;

Что должен знать и уметь педагог для оказания помощи ребенку, пострадавшему от жестокости и насилия

1.Законы о защите прав ребенка.

2.Организации, куда можно обратиться для защиты ребенка (органы внутренних дел, здравоохранения, опеки и попечительства по месту фактического проживания ребенка, общественные правозащитные организации).

3.Учреждения оказывающие психологическую помощь детям (ППМС-Центры), номера “Телефонов Доверия”.

4.Последовательность своих действий в случае жестокости и насилия.

5.Признаки, характерные для различных видов насилия, в том числе физические повреждения и поведенческие отклонения.

6.Особенности поведения родителей или попечителей, позволяющие заподозрить жестокость по отношению к ребенку.

7.Последствия жестокого обращения, насилия: психологические, эмоциональные, интеллектуальные, поведенческие и пр.

8.Правила организации общения, установления контакта, уметь внимательно выслушать ребенка, независимо от того подтверждает или отрицает он жестокое обращение и общаться с детьми.

9.Знать и уметь дать профессионально грамотные рекомендации родителям, дети которых подверглись жестокому обращению или насилию со стороны взрослых или сверстников.

10.Быть честным с семьей, стараться подробно разъяснить родителям причину разговора с ними.

 Психогимнастика как средство укрепления и сохранения здоровья детей дошкольного возраста в условиях ДОО

Очень часто дети дошкольного возраста нуждаются в психологической помощи. Важно, чтобы методами психопрофилактики и психокоррекции владели не только педагоги-психологи, но и воспитатели и использовали их в своей работе с детьми, учитывая их индивидуальные особенности и проблемы. Целесообразно использовать психогимнастику,  как метод практической психокоррекции: именно она наиболее доступна в применении для воспитателей, так как в её основе лежит игра, являющаяся основным видом деятельности дошкольника.

Данный метод будет способствовать систематизированному целенаправленному развитию психоэмоциональной сферы ребёнка, для более успешной адаптации его в социуме. Основная цель психогимнастики это преодоление барьеров в общении, развитие лучшего понимания себя и других, снятие психического напряжения, тревожности создание возможностей для самовыражения. Занятия психогимнастикой показаны детям с чрезмерной утомляемостью, истощаемостью, непоседливостью, вспыльчивым, замкнутым, с неврозами, нарушениями характера, легкими задержками психического развития и другими нервно-психическими расстройствами, находящимися на границе здоровья и болезниПсихогимнастика учит ребенка справляться с жизненными трудностями. Ребенок учится осознавать, что между мыслями, чувствами и поведением существует связь и, что эмоциональные проблемы вызываются не только ситуациями, но и то, как ребенок сам воспринимает ситуацию. В психогимнастике используются выразительные движения, т. е. передающие эмоциональную реакцию на что-то происходящее. И. М.Сеченов утверждал«Неподвижный глаз так же слеп, как и неподвижная рука», а К. Изард подметил, что эмоции на лице «слышны лучше, чем речь»Психогимнастика помогает детям развивать свою мимику и учиться различать настроения окружающих по лицам. Жесты тоже важны, так как, кроме обогащения эмоциональной сферы, моторика рук способствует развитию мышления. Для психического здоровья необходима сбалансированность эмоций, поэтому при воспитании детей важно не просто научить их проявлять себя в процессе какого-либо действия с помощью положительных эмоций, но не бояться отрицательных, которые неизбежно возникают в процессе деятельности, творчества, так как невозможно представить себе какую-либо деятельность без неудач, без ошибок и срывов.    Используя  психогимнастические упражнения в условиях ДОУ, укрепится и сохранится здоровье детей дошкольного возраста. У детей появится уверенность в своих силах, им станет проще общаться со сверстниками. Будут легче выражать свои чувства и лучше понимать чувства других, научатся элементам техники выразительных движений. 

Тема: « От жизненных стереотипов к творческой личности»

Цель: разъяснить понятие стереотипа и необходимость выработки новых жизненных стереотипов.

Изучить стереотип мышления, преодолеть его – это непременное условие приспособления к постоянно меняющейся среде.  Почему? Неправильное воспитание, выработка стереотипов неадекватного приспособления к среде может стать серьезным препятствием для формирования сотрудничества.

Что же такое стереотип? Комплекс реакций, возникший в живом организме под воздействием раздражителей, одновременных, периодических и систематических, адекватно отвечающих на полученное раздражение из вне. Меняющиеся условия жизни, прогрессивное развитие науки и техники, общественное развитие нередко требуют от нас изменения отношения к действительности. Но прежде чем выработать новое отношение (новый жизненный стереотип), требуется разрушать старые представления и убеждения, что довольно нелегко. Привыкание к новой жизни является тяжелым процессом как для взрослых, так и для детей. Яркий пример изменения стереотипа у детей – смена домашней обстановки на жизнь в детском саду. Педагогам предлагается вспомнить и привести примеры из собственного опыта, когда приходится разрушать стереотипы, когда стереотипы мешают в жизни, или наоборот, когда стереотипы помогают в решении каких-либо жизненных ситуациях. Стереотипные, шаблонные действия, поступки, манера мышления значительно облегчают работу нашей нервной системы, наше существование. Но сегодняшняя жизнь требует воспитания творческой, инициативной личности, и развивать ее необходимо с раннего детства. Динамичный стереотип характеризуется своевременной и быстрой адаптацией к новым условиям  жизни. Это означает, что изменение значения раздражителя сопровождается адекватным изменением ответной реакции организма. Динамический стереотип представляет собой яркое проявление аналитико-синтетической деятельности коры головного мозга, в основе которого лежит подвижность нервных процессов. Благодаря  этой подвижности организм легко переключается с одних жизненно важных стереотипных реакций, потерявших в данных условиях свое значение, на другие приспособительс-кие. Показатель подвижности нервных процессов  позволяет объективно оценить способность корковых клеток к быстрому и полному переходу из возбужденного состояния в заторможенное и обратно. Создание динамических стереотипов и тренировка подвижности нервных процессов - реальная предпосылка к формированию творческой личности. Это происходит именно в возрасте от 3 до 5 лет. Как известно, нервная система детей до этого периода более неустойчива. Вот почему именно в этот период возможно ранее выработанные стереотипы сменять на новые. С развитием нервной системы ответная  реакция на внешние раздражители становится более дифференцированной, что способствует более прочному закреплению выработанного стереотипа. Поэтому  необходима частая смена стереотипных раздражителей и соответственно  тренировка все новых и новых адекватных реакций на меняющиеся раздражения. Такая методика будет способствовать динамическому приспособлению ребенка к внешней среде. Изучение же практики показывает, что воспитатели создают в основном нединамические жизненный стереотип, чему способствует излишняя опека  любо частые запреты, лишние элементарной самостоятельности.  А нашей новой жизни необходимо поколение, освобожденное от стереотипов. Мы должны готовить детей к жизни, к принятию самостоятельных решений.   В первую очередь, необходимо развивать  воображение, ведь именно оно помогает освободиться от инерции мышление. Важно формировать у детей умение представлять себе то, что не существует в действительности, преобразовывать представления память в создание заведомо нового, отражать реальную действительность в новых непривычных сочетаниях и связях.     Вопрос  воспитателям для обсуждения: «Как влияет на формирование стереотипов детей стиль воспитания и обучения, стиль организации жизнедеятельности?». После обсуждения можно предложить несколько цитат, которые воспитатели совместно с руководителем консультации интерпретируют, анализируя положительные и отрицательные моменты собственной практической деятельности.

  «…Прежде чем давать знания, надо научить думать, воспринимать, наблюдать» (В. Сухомлинский).

  «Ребенок- это не сосуд который надо заполнить, а огонь, который надо зажечь» (мудрец).

  «Человек живет не тем, что он съедает, а тем, что переваривает. Положение это одинаково справедливо относится к уму, как и к телу»(Б. Франклин).  «Только тот свободен, кто самостоятельно мыслит и не повторяет чужих слов, смысла которых не понимает» (Б. Авербах).

Тема: «Личность педагога в творческой образовательной среде»

Цель: стимулировать воспитателей к созданию условий для проявления творческой активности ребенка.

Педагогу принадлежит ключевая роль в организации творческой образовательной среды для развития творческого воображения дошкольников. По мнению В. Рубцова, «хорошие педагоги оценивают себя как привлекательных и любимых другими людей. Других они рассматривают как самостоятельных и дружелюбных людей, признают в других чувство собственного достоинства, стремление к творчеству. Другие люди являются для таких воспитателей источником положительных эмоций. Педагогическую функцию они видят в помощи ученикам и их поддержке, развитии их способностей». Решающим фактором в обеспечении эффективного функционирования социального компонента творческой образовательной среды может стать  повышение качества профессиональной подготовки педагогов в сфере практической психологии. Механизм саморазвития личности в творческой образовательной среде. Образовательная среда очень тесно взаимодействует с субъектом, предоставляя ему комплекс возможностей: то , чем его обеспечивает и что ему предлагает. При этом важно, что в отличии от «условий», «влияний» и «факторов», принадлежащих самой среде, но не субъекту, который в ней находится, возможность представляет особое единство свойств образовательной среды и самого субъекта. То есть, личность становится реальным субъектом своего собственного развития, субъектом образовательного процесса, а не остается объектом влияния условий и факторов образовательной среды. Создание условий для проявления активности ребенка – первостепенная задача взрослых. Основополагающим моментом является способность педагога устанавливать субъект- субъектные взаимодействия с воспитанниками. Педагог-психолог проводит тестирование воспитателей по методике « Взаимодействие педагога с ребенком». Одним из требований образовательной среды (по Петровскому В.А.) в детском саду является построение непересекающихся сфер активности: дети в соответствии со своими интересами и желаниями  могут свободно з

Вход на сайт


Поиск

Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Архив записей

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz