Проект по развитию познавательно-речевой активности старших дошкольников
"Юные писатели"
Цель проекта: ориентация родителей на развитие речевого творчества у детей, вовлечение в семейное чтение; формирование у детей старшего дошкольного возраста интереса к книге, развитие познавательно-речевой активности, через речевое творчество.
Участники проекта: Дети дошкольного возраста, родители, педагоги.
Тип проекта: Социально-педагогический, долгосрочный.
Продолжительность: 1 год.
Обоснование необходимости реализации проекта
В соответствии с ФГОС дошкольного образования, речевое развитие включает в себя «владение речью как средством общения и культуры; обо-гащение активного словаря; развитие связной, грамматической и правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамотности». Таким образом, книга занимает не последнее место в развитии речи ребенка, развитии его творческих и интеллектуальных способностей. Прививать любовь к чтению необходимо с раннего детства. И кто, если не родители, заложат основу для формирования читательской компетентности ребенка. Семейное чтение готовит человека к взаимоотношению с книгой, пробуждает и углубляет внимание, формирует потребность в чтении. Отсутствие потребности в чтении у взрослых — следствие несформированности ее с раннего детства. Семейное чтение способствует раннему и правильному овладению родной речью.
Актуальность.
Проблема приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе является одной из актуальных, так как, войдя в третье тысячелетие, общество соприкоснулось с проблемой получением информации из общедоступных источников. В таком случае, страдают, прежде всего, дети, теряя связь с семейным чтением. В связи с этим перед педагогикой встает проблема переосмысления ценностных ориентиров воспитательной системы, в особенности системы воспитания дошкольного детства. И здесь огромное значение приобретает овладение народным наследием, естественным образом приобщающего ребенка к основам художественной литературы. По словам В.А. Сухомлинского, «чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка». Обращение к проблеме приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе, как средство развитие речи, обусловлено рядом причин: во-первых, как показал анализ практики приобщения детей к художественной литературе, в воспитании дошкольников знакомство с художественной литературой используется в недостаточном объёме, а также затронут только её поверхностный пласт; во-вторых, возникает общественная потребность в сохранении и передачи семейного чтения; в-третьих, воспитание дошкольников художественной литературой не только несёт им радость, эмоциональный и творческий подъём, но и становится неотъемлемой частью русского литературного языка.
Основная часть
1. Цель и задачи проекта
Цель проекта: ориентация родителей на развитие речевого творчества у детей, вовлечение в семейное чтение; формирование у детей старшего дошкольного возраста интереса к книге, развитие познавательно-речевой активности, через речевое творчество.
Задачи:
1. Сформировать интерес воспитанников к художественной литературе
2. Приобщение родителей воспитанников к семейному чтению литературы.
3. Расширять и активизировать словарный запас детей.
4. Знакомить с основными жанровыми особенностями сказок, рассказов, стихотворений.
5. Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, в драматизациях.
6. Обращать внимание детей на изобразительно-выразительные средства; помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения.
7. Развивать творческие способности у детей.
2. Предполагаемый результат
1. Использование родителями семейного чтения, как средства всестороннего развития ребенка
2. Увеличение возможности и доступности участникам проекта взаимодействовать с социальными партнерами в вопросе формирования читательской компетентности. (Детская библиотека).
3. Пробуждение у детей и родителей интереса к чтению художествен-ной литературы.
4. Положительная динамика речевого развития детей.
5. Формирование потребности в семейном чтении.
3. Виды, формы и направления деятельности, используемые в процессе реализации проекта
Формы работы
• Чтение художественной литературы в группе и семье.
• Рассказывание воспитателя. Это относительно свободная передача текста. Рассказывание дает большие возможности для привлечения внимания детей.
• Театрализация произведений или их отрывков. Этот метод можно рассматривать как средство вторичного ознакомления с художественным произведением.
• Тематические выставки литературы, самостоятельное рассматривание книг детьми. (сотрудничество с библиотекой)
• Экскурсии, викторины, конкурсы проведённые совместно с социальными партнерами.
• Заучивание наизусть стихотворений, знакомство с писателями.
• Продуктивная деятельность. Создание книг своими руками на за-данную тематику.
• Консультирование родителей по вопросам семейного чтения.
Основные принципы проекта
1. Принцип интеграции: использование чтения литературы, как средства познавательного и эстетического развития детей.
2. Принцип опоры на эмоционально-чувственную сферу ребёнка требует создания условий для возникновения эмоциональных реакций и развития эмоций, которые сосредотачивают внимание ребёнка на объекте познания, собственном действии и поступке, что достигается через сопереживание и прогнозирование развития ситуации.
3. Принцип непрерывности и преемственности воспитания в семье и детском саду на основе сотрудничества (чтобы не заменяли, а дополняли).
|