Специфические задачи, определённые парциальной образовательной программой «Край родной - Новоспасское»:
Образовательные:
- усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
- развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослым;
- развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;
- формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
- формирование у детей дошкольного возраста интереса к современной культуре и культуре прошлого;
- развитие потребности к самостоятельному усвоению окружающего мира и личностной мотивации в познании культурных ценностей родного края;
- формирование элементарных культурологических знаний, знакомство с наиболее значимыми событиями и знаменитыми людьми родного поселка.
Развивающие:
- Развивать стремления детей к пониманию эмоциональных состояний других людей, видеть их влияние на поведение людей;
- Развивать у детей понимание того, что каждый человек уникален, индивидуален, неповторим, обладает равными правами и свободами, способен пользоваться ими;
- Подвести детей к осознанию принадлежности к человеческому роду, своей семье, родному дому, стране;
- Вызывать у детей чувство единства и общности со своей семьёй, с народом нашей страны, их интересами, заботами;
- Развивать у детей интерес к осознанию культуры своего края как духовного, этического, эстетического, многовидового и многожанрового комплекса;
- Развивать у детей осознания собственной творческой индивидуальности и стремления проявить её в разнообразной созидательной деятельности в соответствии с собственными интересами и склонностями;
- Развивать способность рассказывать об исторических объектах и событиях, знаменитых людях родного края;
- Формировать ценностные ориентации поступков детей;
- Развитие и поддержка у дошкольников активного, устойчивого интереса к родной культуре.
Воспитательные:
- формировать у детей готовность проявлять в общении со сверстниками элементарные социальные умения и навыки ответственного и самостоятельного поведения;
- формировать такое социальное свойство личности, как толерантность; принимать людей такими, какие они есть; позитивно взаимодействовать с окружающими;
- стимулировать проявление навыков положительного отношения к людям независимо от их пола, возраста, национальной принадлежности, социального положения;
- формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, к взрослым, к малой Родине, ее истории;
- воспитание гражданина, патриота своей малой Родины.
Образовательная программа основана на принципах и подходах, заложенных в Конвенции ООН о правах ребёнка, Конституции Российской Федерации,
ФГОС ДО:
- Поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа жизни человека;
- Личностно развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников организации) и детей;
- Уважение личности ребёнка;
- Реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности.
Содержание Программы строится на основных принципахдошкольного образования:
- Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом своего образования;
- Содействие сотрудничеству детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
- Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
- Сотрудничество Организации с семьёй;
- Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
- Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности;
- Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
- Учёт этнокультурной ситуации развития детей.
К специальным принципам работы по программе «Край родной - Новоспасское» относятся:
- Принцип индивидуального подхода – выбор форм, методов, средств воспитания и образования с учётом индивидуальных образовательных потребностей;
- Принцип поддержки самостоятельной активности ребёнка, без которой невозможно воспитание полноценной личности;
- Принцип активного включения в образовательный процесс всех его участников (совместное с семьёй и социальным окружением планирование мероприятий);
- Принцип интеграции, при котором все специалисты детского сада работают в данном направлении и заинтересованы в результатах совместной деятельности;
- Принцип вариативности в организации процессов воспитания и образования, включая динамичную дифференцированную развивающую среду и гибкую методическую базу;
- Принцип партнёрского взаимодействия с семьёй;
- Принцип динамического развития образовательной модели детского сада.
Работа с детьми по данному направлению основана на следующихподходах:
- деятельностном. Развитие ребёнка происходит только в процессе деятельности (ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте – игра);
- культурологическом. Вся педагогическая деятельность направлена на приобщение ребёнка к культурным ценностям, культура является средством воспитания детей;
- гуманистическом. Воспитание и образование ориентированы на развитие личности ребёнка, признание его субъектом педагогического процесса;
- аксеологическом. Каждый человек с его индивидуальными особенностями принимается безусловно, таким, какой он есть;
- средовом. Важную роль в развитии личности играет социальная и предметно-пространственнаяобразовательная развивающая среда.
Любой уголок нашей страны неповторим, как неповторим наш родной Новоспасский край. В наше время, когда оказались утраченными многие духовные и моральные ценности, важно создавать условия для ознакомления детей с историей родного края, с уважением относиться к культурно-историческим ценностям. Среда, окружающая ребёнка постоянно меняется, у детей возникает потребность расширять знания о социальной среде. Необходимым условием для этого является установление реальных отношений и прошлых, в которых прошлые отношения – это уже история. Наш край имеет свою историю, из которой складывается история нашей Родины. Чем лучше ребёнок будет знать историю, тем быстрее поймёт значение того, что происходит сегодня и тем яснее представит будущее.
Программа «Край родной – Новоспасское» направлена на усвоение норм и ценностей принятых в обществе, на развитие общения и взаимодействие со взрослыми и сверстниками, любознательности, самостоятельности, уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и сообществу детей.
В детском саду функционирует 12 групп: 10 – общеразвивающей направленности и 2 – компенсирующей (логопедические). Работа по программе «Край родной – Новоспасское» обеспечивает накопление у дошкольников положительного эмоционального опыта, определяющего характер мироощущения, создающего основу для формирования взаимоотношений с окружающими и приобщение к культурно-историческим ценностям Новоспасского района Ульяновской области. Постижение культурного пространства р.п. Новоспасское ориентировано на изучение созидательной деятельности и подвигов знаменитых людей родного края. Только ценности, приобретённые в процессе активного освоения истории и культуры малой Родины, помогают закрепить идеалы, установки, формируют социально-адаптивные возможности личности.
Таким образом, педагогический коллектив считает целесообразным включение в Образовательную программу МКДОУ д/с №6 программы «Край родной – Новоспасское».
Программа учитывает следующие возрастные особенности развития детей.
Дети младшего дошкольного возраста начинают активно проявлять потребность в познавательном общении со взрослыми, о чём свидетельствуют многочисленные вопросы, которые задают дети. На четвёртом году жизни развивается интерес к общению со сверстниками. Они знают и называют собственное имя и фамилию, пол, имена членов своей семьи и ближайших родственников; имя и отчество воспитателя. Младшие дошкольники испытывают привязанность к близким и сверстникам; умеют сохранять жизнерадостное настроение, стремятся к положительной оценке окружающих.
У детей среднего дошкольного возраста активно проявляется стремление к общению со сверстниками. Их речевыми контакты становятся более результативными и деятельными. Они охотно сотрудничают со взрослыми в практических детая. Всё более активно стремятся к познавательному и интеллектуальному общению. В своих познавательных интересах ребёнок начинает выходить за рамки конкретной ситуации. Развивающееся мышление ребёнка, способность устанавливать простейшие связи и отношения между объектами пробуждают широкий интерес к окружающему миру.
В старшем дошкольном возрасте происходит зарождение новых социальных потребностей – потребностей в уважении и признании взрослого и сверстников, желание выполнять «взрослые» дела и быть «взрослым». Активно проявляется у старших дошкольников интерес к коллективным формам деятельности. В этом возрасте ребёнок усваивает элементарную систему социальных ценностей, принятых в обществе. Старшие дошкольники способны сдерживать свои непосредственные желания, у них формируется иерархия мотивов, они способны выполнять требования взрослого и действовать в соответствие с установленными правилами. Дети старшего дошкольного возраста начинают осознавать своё место среди других людей, у них формируется внутренняя социальная позиция, стремление к новой социальной роли. Ребёнок старшего дошкольного возраста анализирует свои переживания, у него формируется устойчивая самооценка, отношение к успехам и неудачам в деятельности. Дети старшего дошкольного возраста, выполняя задание, способны использовать усвоенные способы действия, оценивать полученный результат, в необходимых случаях исправлять ошибку.
Ожидаемые результаты по усвоению программы «Край родной – Новоспасское»:
Образовательные:
- знания о своей семье, родственниках, о родословной (возрастной, половой национальной принадлежности);
- знания о семейных, национальных традициях;
- знания детей о посёлке, в котором живут, его достопримечательностях, истории;
- понимание значения о труде людей, прославивших родной посёлок;
- знания об архитектуре современных жилых домов.
Развивающие:
- умение вступать в общение со взрослыми и сверстниками в процессе ознакомления со своей малой Родиной;
- умение взаимодействовать со сверстниками, принимает участие в беседе по предлагаемым темам);
- способность выражать в речи свои мысли и желания;
- умение задать вопросы взрослым и сверстникам;
- использует речь, как средство выражения собственных мыслей;
- проявление воображения, творческих проявлений в разных видах деятельности;
- проявление физических качеств в процессе приобщения детей к родному поселку.
Воспитательные:
- проявление чувства привязанности к близким, доброжелательное отношение к взрослым и сверстникам;
- проявление интереса к историческому, культурному, географическому; природно-экологическому своеобразию родного поселка;
- проявление к знаменитым людям родного посёлка;
- проявление патриотических чувств детей, гордость, любовь и уважение к родному краю, уважительного отношения к историческому прошлому своего народа, на примере подвигов, совершённых в годы Великой Отечественной войны;
- проявление чувства гордости за свой посёлок и людей, живущих в нём, желание прославить родной край в будущем.
2.Содержательный раздел
2.2.Часть, формируемая участниками образовательных отношений.
Содержание программы «Край родной – Новоспасское» представлено по следующим блокам:
Блок 1. Мой мир и мир людей.
Блок 2. История и культура - р.п. Новоспасское.
Блок 3. Они прославили наш поселок.
Познание построено в эмоционально – образной форме, так как эмоции занимают большое место в жизни детей дошкольного возраста. Объединяющим компонентом работы по всем возрастам выступает единое направление работы и единые изучаемые блоки, которые в содержании ориентированы на каждый конкретный возраст (3-4 года, 4-5 лет, 5-6 лет, 6-7 лет).
В соответствии с возрастными особенностями детей образовательная деятельность по программе построена на интеграции образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Во второй младшей группе работа ведётся по двум блокам: «Мой мир и мир людей», «История и культура р.п. Новоспасского». В процессе проведения образовательной деятельности у детей формируются представления о людях (взрослых и детях), об особенностях их внешнего вида, половой принадлежности, о семье и родственных отношениях. Дети знакомятся с архитектурой жилых домов и социального значения (магазин), формируются представления о значении дома для людей.
Содержание работы с детьми среднего, старшего дошкольного возраста представлено по трём блокам: «Мой мир и мир людей», «История и культура р.п. Новоспасского», «Они прославили наш посёлок». В ходе освоения программы дети знакомятся с названием посёлка, в котором живут, знакомятся с историей и культурой родного края. Малая родина хранит память о знаменитых людях:
- Тресвятский С. – космонавт-исследователь, лётчик-испытатель;
- Лисенков В.М. - академик Академии транспорта;
- Смирнова М.Н. – советский кинодраматург;
- Дунин Н.С. – академик ВАСХНИЛ;
- Бадигин К.С. – исследователь Арктики, капитан легендарного ледокола «Георгия Седова»;
- Воейков А.И. – первый климатолог и географ в России;
- Бестужев – вывел знаменитую породу крупно-рогатого скота;
- Орлов Ю. А. – академик, палеонтолог;
- Краснов А.Ф. – известный травматолог, ортопед, академик, член президиума Высшей аттестационной комиссии РФ, заведующий кафедрой травматологии, ортопедии и экстремальной хирургии Самарского государственного университета.
- о защитниках Отечества:
- Участники ВОВ - Шмонина В.А., Сорокина А.М., Кочнёва М.С., Изютова А.И., Акулова К.И….
- Герои Советского Союза: Жуков И.Ф., Карпов Н.Ф., Сурков Г.Н, Баранов В.К., Кузьмин П.
- о творчестве земляков:
- Ю Русаков;
- А. Кокшаров;
- Н. Симакова;
- А. Малкин.
- о традиционных промыслах и ремёслах бытовавших на территории Новоспасского района:
- гончарное производство – глиняная посуда;
- изготовление тканей и пошив одежды;
- вышивка;
- художественная обработка дерева;
- изготовление мебели;
- резьба по дереву;
- художественные изделия из бересты;
- изготовление балалаек;
- производство валенок.
- в Новоспасском районе расположено множество природных объектов:
- река Сызранка, ручьи, озёра и родники;
- парк Победы, зона отдыха;
- черная берёза – природный феномен.
Среди обычного смешанного леса на небольшой полянке, недалеко от села Троцкий Сунгур стоит дерево со стволом и листьями берёзы, но вместо белого ствол покрыт чёрным бархатом;
- Маркова гора – памятное место, которое связано с сибирским Робин Гудом – Марком, который грабил богатых купцов, а деньги раздавал бедным погорельцам, обиженным и заступался за них;
- Марьевские источники радоновых и минеральных вод (Красносельская больница).
- Коммуна «Солидарность» - была создана в селе Новая Лава в 2923 году эмигрантами-коммунистами из Швейцарии под руководством Фрица Платтена. За 4 года существования коммунары показали высокую производительность своего труда. Память о коммуне сохранилась и по сей день. Некоторые постройки, принадлежащие сельхозкоммуне используются в настоящее время.
Дети знакомятся с разными объектами (облик домов, построек) и памятниками родного края:
- Памятник воинам, павшим в годы ВОВ – Вечный огонь;
- Памятник выпускникам школы, погибшим в годы ВОВ;
- Обелиск красногвардейцам – Сальникову и Лазареву, расстрелянных белогвардейцами;
- Памятник солдатам, погибшим в мирное время в Афганистане и в Чечне;
- Завод силикатного кирпича;
- Нефтедобывающие и нефтеперерабатывающие предприятия;
- Завод по изготовлению отделочных материалов;
- Дом культуры,
- Центр детского творчества;
- Музыкальная школа;
- Средние школы - №1, №2;
- Центральная районная больница;
- Сквер 55-летию Победы;
- Ледовый дворец «Олимп»;
- Физкультурно-оздоровительный комплекс.
Система воспитательно–образовательного процесса с дошкольниками по приобщению к истории и культуре родного края предусматривает разнообразные формы работы:
- образовательная деятельность (ОД),
- образовательная деятельность в режимных моментах (ОДР);
- самостоятельная деятельность (СД).
Программа реализуется в разных видах деятельности, как основных механизмов развития; с учётом ФГОС ДО:
- игровая;
- коммуникативная;
- познавательно-исследовательская;
- восприятие художественной литературы и фольклора;
- самообслуживание и элементарный бытовой труд;
- конструирование;
- изобразительная;
- музыкальная;
- двигательная.
Методы и средства реализации программы:
Работа по реализации программы осуществляется
в тесном взаимодействиис родителями воспитанников в следующих формах:
Общение педагога с родителями строится на принципах доверия, диалога, партнёрства, учёта интересов родителей и их опыта в воспитании детей. Педагоги детского сада ведёт работу по повышению педагогической культуры родителей в воспитании у детей уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и малой родине.