Вторник
23.04.2024
15:09
Приветствую Вас Гость
RSS
 
МДОУ Новоспасский детский сад №6
Главная Регистрация Вход
"Ознакомление с малыми фольклорными формами »
Меню сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Конспект занятия

«Ознакомление с малыми фольклорными формами»

в средней группе

 

Цель: Познакомить детей с устным народным творчеством: загадками.

Задачи:

• Познакомить с жанром загадки,

• Формировать умение отгадывать загадки, построенные на описании и сравнении.

• Придумывать небольшие загадки;

• Познакомить с жанром скороговорки, его назначением;

• Формировать умение чётко произносить скороговорки;

• Объяснить назначение и особенности колыбельных.

     • Воспитывать любовь к устному народному творчеству.

Материалы:  коробка с игрушками (лиса, заяц, белка, мышка, кукла Таня, карточки с изображением медведя, ежа, сушек, шишки, шапки.

Ход занятия:

Воспитатель: - Ребята, тема нашего занятия сегодня звучит так: «Малые фольклорные формы». Очень сложное название, давайте все вместе дружно повторим: «Малые фольклорные формы». Все вы спросите: «А что это?» Это – частушки, потешки, прибаутки, пословицы, загадки, колыбельные, небылицы, скороговорки (дать детям возможность самим продолжить ряд). И относятся они к народному творчеству. А почему оно народное? (Потому, что их народ сочиняет).

- Сегодня мы с вами поедем в гости к бабушке Авдотье в деревню. А поедем мы на лошадках. Встаньте за мной. (Дети выстраиваются за воспитателем) «Уселись» поудобнее, вот мы и готовы отправиться в путь. Пока скачем по дорожке – цокаем язычком и произносим слова:

По дорожке ровной, гладкой,

Скачут быстрые лошадки:

Чок, чок, чок, чок –

Скачет резвый табунок.

- Вот и деревня, а вот и домик бабушки, постучимся к ней. (Дети стучат в домик, выходит бабушка)

Бабушка Авдотья: - Здравствуйте, детишки! Уж как я рада вас видеть. Спасибо, что вы ко мне зашли, я очень люблю гостей. Проходите, да на житье-бытье мое поглядите. (Приглашает детей в избу, предлагает присесть на стульчики)

- А чтобы вы не скучали, я потешу вас потешками. Знаете ли вы, что такое потешки?

Дети: - Это веселые стишки.

Бабушка: - Да. Можно и так сказать. Раньше, в старину, у нас в России мамы, бабушки пели для своих деток или внучков веселые песенки – потешки. Тогда, когда умывали, купали их, причесывали, или когда ребенок делал первые шаги, или просто лаская. В русских народных потешках используются нежные слова, красивые выражения. И говорятся они или поются ласковым голосом. Давайте расскажем потешки.

Бабушка берет куклу, гладит ее по голове и ласково приговаривает:

- Ах ты, моя девочка,

Золотая белочка,

Сладкая конфеточка,

Сиреневая веточка.

- Понравилась вам потешка? Какие ласковые слова вы заметили? (Ответы детей)

- Ой, ты, мой сыночек,

Пшеничный колосочек,

Лазоревый цветочек,

Сиреневый кусточек.

- Какие еще потешки вы знаете?

Расти, коса, до пояса,                                 «Водичка, водичка,
Не вырони ни волоса.                                    Умой мое личико,
Расти, косонька, до пят -                               Чтобы глазоньки блестели,

Все волосоньки в ряд.                                    Чтобы щечки краснели,
Расти, коса, не путайся -                                Чтоб смеялся роток,

Маму, дочка, слушайся.                                 Чтоб кусался зубок.

                                                                          

Бабушка: - Ребята, а вы любите играть?                     Дети: - Да, любим.

Бабушка: - Вот и раньше дети любили, когда с ними играли. С маленькими детками, которые еще не умели ходить, играли так:

Берет на колени куклу, приговаривает слова потешки и выполняет соответствующие движения:

Поехали, поехали

В лес за орехами.

По ровненькой дорожке,

По кочкам, по кочкам,

В ямку … Бух!

Из ямки … Ух!

 

- А еще вот так играли… играйте вместе со мной (Приговаривает слова потешки и выполняет соответствующие движения-:

– Сорока- сорока! Где была?
– Далеко!
– Что делала?
– Кашу варила, деток кормила.
Этому дала (показывает на большой палец),
Этому дала (показывает на указательный палец),
Этому дала (показывает на средний палец),
Этому дала (показывает на четвертый палец),
А этому не дала (указывает на мизинец)
–Ты дров не носил, ты печку не топил!


– Ладушки, ладушки!
– Где были?
– У бабушки.
– Чего ели?
– Кашку.
– Пили простоквашку!
Кашка сладенька,
Бабушка добренька,
Попили, поели,
Домой полетели,
На голову сели,
Ладушки запели!

Понравились вам эти игры? В такие игры можно играть с куклами, они же ваши дочки.

Бабушка: - Ребята, у меня для вас чудесный сундучок! Как можно узнать, что здесь лежит?

Дети: Посмотреть в сундучок, открыть, потрогать, достать из коробки.

Бабушка (пробует открыть): - Не открывается. Как еще можно узнать, что внутри?

Дети: - Угадать.

Бабушка: - Правильно. Чтобы дети росли умными, взрослые придумывали загадки. Загадки – это короткий рассказ, когда сам предмет не называется, а описывается, говорится, какой он. У меня для вас загадки. Отгадаете?

Маленький рост,

Длинный хвост,

Серенькая шубка,

Остренькие зубки.

Дети: - Мышка.

Бабушка: - Как вы догадались? Что есть у мышки, о чем говорилось в загадке?

Ответы детей. Достает из сундучка мышку.

Воспитатель: - Послушайте следующую загадку:

На голове красный гребешок,

Под носом красная бородка,

На хвосте узоры,

На ногах шпоры.

Дети: - Петушок.

Воспитатель: - Правильно. А как вы догадались?

Ответы детей. Достает петуха.

Бабушка: - Молодцы! И эту загадку отгадали.

Хожу в пушистой шубке, живу в густом лесу.                                                                          В дупле на старом дубе орешки я грызу (белка)

Бабушка: Как вы поняли, что это белка?

Дети: Белки любят орешки, домик строят в дупле и у них пушистая шубка.

  - Следующая загадка:

Комочек пуха,

Длинное ухо,

Прыгает ловко,

Любит морковку. (Заяц)

Дети отгадывают, воспитатель показывает игрушку.

 Бабушка: Что есть у зайца, о чём вы услышали в загадке?

Дети: У зайцев длинные ушки, они очень хорошо прыгают и еще любят морковку.

 

Хвост пушистый, шерсть ярка,

И коварна, и хитра.

Знают звери все в лесу

Ярко-рыжую (Лису)

Дети отгадывают, воспитатель показывает игрушку.

 Бабушка: Что есть у лисы, о чём вы услышали в загадке?

Дети: Лиса хитрая, у нее пушистый хвост и мех рыжий.

 Бабушка:  Итак, ребята, загадка – это такой короткий рассказ, в котором сам предмет не называется, а только описывается.

Давайте попробуем сочинить загадку сами.  (Выставить на столе игрушки ежа и медведя).      Дети с помощью воспитателя придумывают загадку о животных.

«Вместо шубки иголки, у него короткие ножки и он скручивается клубком»

«Он большой и косолапый очень любит мед и малину»

 

Физкультминутка

Повертелись, покрутились и в …   зайчишек превратились (дети показывают их и   издают характерные звуки«ть-ть-ть»);

Повертелись, покрутились и в …   медведей превратились («э-э-э»);

Повертелись, покрутились и в …   лисичек превратились («тяф-тяф-тяф»);

Повертелись, покрутились и в …  кошек превратились («мяу-мяу-мяу»);

Повертелись, покрутились и в …  уточек превратились («кря-кря-кря»);

Повертелись, покрутились и в …  ребяток превратились (тихо сесть на стульчики).

 

(Воспитатель показывает картинки и предлагает детям послушать, правильно ли они произносят слова «шишка», «сушка», «шапка»)

- Чтобы правильно произносить, все слова нам нужны «чистоговорки» и «скороговорки», они помогают научиться четко и правильно выговаривать звуки и слова. (Дети проговаривают сначала тихо, потом громче, медленно, быстрее).

Су - су - су - су - тихо в лесу.

Са-са-са - в лесу бегает лиса.

Са - са - са - са - укусила в нос оса.

Со-со-со - у Сони колесо.

Су-су-су – растут ягоды в лесу.

Шо-шо-шо – в лесу очень хорошо.

Шу-шу-шу – коровке сена накошу.

Ши-ши-ши - на озере камыши.

Ша-ша-ша - выходи из камыша.

- А сейчас повторим скороговорки медленно, затем немного быстрее.

Саше дали кашу,

А Клаше - простоквашу.

Хорош пирожок – внутри творожок.

                  Хороши у бабушки

Пышки и оладушки.

Бабушка: Чистоговорки и скороговорки - помогают детям научится правильно говорить, читать стихи, петь песенки.

 

Бабушка: - Давайте с вами поиграем

- Выходи играть, ребята,

Выходи играть, девчата.

Лента яркая – атлас

Закружит всех дружно нас!

Игра «Карусель». Дети берутся за ленты, говорят слова и двигаются по кругу

 Еле-еле,еле-еле,

Завертелись карусели,

А потом, потом, потом,

Все бегом, бегом, бегом

Тише, тише, не бегите,

Карусель остановите.

Раз-два, раз-два,

Вот и кончилась игра!

Бабушка: - Детки, время уже позднее, нам пора с вами расставаться, а моим внучатам пора спать. Я хочу вас попросить убаюкать их. Скажите, а как это сделать? (Спеть колыбельную) Правильно, ведь издревна маленьким детям перед сном бабушки и мамы пели колыбельные песни. Слушая колыбельную, малыш быстро успокаивался и засыпал спокойным здоровым сном.

Ребята, как вы думаете, как нужно петь колыбельные, тихо или громко? Быстро или медленно? Почему? (ответы детей).

Кто хочет спеть колыбельную? (Дети поют колыбельную)

- Баю-баюшки – баю,

Не ложися на краю.

Придет серенький волчок,

Он ухватит за бочок

И потащит во лесок,

Под ракитовый кусток.

К нам волчок не ходи,

Нашу детку не буди. (Укладывают игрушки спать)

- Наши малыши уснули, ну а я хочу угостить вас гостинцами и сказать до свидания, до следующей встречи. (Бабушка угощает детей)

 

- Ну, а теперь садимся на наши лошадки и поскакали в детский сад. (Цокая, дети «скачут»)

 

Воспитатель: Давайте, вспомним, что мы делали сегодня с вами?

Дети: загадывали и отгадывали загадки, проговаривали скороговорки и чистоговорки, пели колыбельные песни. Что же такое загадка? (ответы детей).

Воспитатель хвалит детей.

Вход на сайт


Поиск

Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Архив записей

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz